В Общественной палате прошел круглый стол "Противодействие нелегальной миграции. Практические решения и выработка предложений общественности". Его организаторами выступили член Совета при Президенте РФ по правам человека Владимир Шапошников и член Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Дмитрий Галочкин.
Участники круглого стола – члены Общественной палаты РФ (ОП), представители федеральных министерств и контрольных ведомств, правительства Москвы и Московской области, общественных объединений - обсудили механизмы решения проблем нелегальной миграции и те причины, из-за которых это явление приобрело столь массовый характер в России.
Ведущий заседания, заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб подчеркнул, что проблема касается всего государства, «а не только Москвы и Московской области». Гриб сообщил, что не исключает практики выездов представителей ОП вместе с лидерами профильных некоммерческих организаций в регионы с целью проверки условий работы трудовых мигрантов на различных предприятиях.
Отметим, что начало этой деятельности уже положено: организаторы дискуссии продемонстрировали несколько видеороликов о подобных общественных проверках с участием члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Владимира Шапошникова.
«Для эффективной борьбы с нелегальной миграцией нужно создать такие правовые механизмы, чтобы нарушение закона было невыгодным и опасным для работодателей, - отметил Шапошников. – Но здесь собрались не для того, чтобы разрушать, а для того, чтобы созидать. Спрос на иностранную рабочую силу в России велик, он значительно превышает объемы квотирования. Многим очевидно, что эта система неэффективна. Нужно привлекать специалистов и консолидировано принимать решения о ее реформировании. Отмечу, что у нелегальной миграции очень много причин: и экономические, и социальные, и гуманитарные, и многие другие. Какого-то быстрого универсального рецепта решения проблемы нет. И давайте поговорим сегодня о том, что мы можем сделать».
Заместитель главы ФМС России Анатолий Кузнецов заявил, что по официальным оценкам его ведомства, в стране находится более 3 млн. нелегальных мигрантов.
«Только превентивными мерами проблему нелегальной миграции не решить, - отметил Анатолий Кузнецов. - Людей толкают на это разные причины. Есть бытовая, социальная, экономическая составляющая и целый ряд других факторов, обусловливающих нелегальную миграцию. Сам иммиграционный контроль - сложное понятие, не имеющее правовой дефиниции. Нам нужно объединить это в определенную правовую норму».
Он отметил, что необходимо совершенствовать правовые механизмы иммиграционного контроля (на всех стадиях: от первичной, в стране пребывания, и вплоть до оформления на работу в РФ) и практику взаимодействия различных силовых ведомств. Кузнецов также сообщил о том, что в ФМС есть спрос на анализ эффективности деятельности внешних трудовых мигрантов в различных сферах экономики. «Надеюсь, Общественная палата поможет нам в этой деятельности».
«Экономическая составляющая нелегальной миграции - желание работодателя нанять себе дешевую и бесправную рабочую силу, - считает заместитель главы Департамента труда и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Георгий Годенко. - С людьми не заключаются трудовые договора, что выгодно работодателям. Им легче выбросить таких рабочих на улицу, не соблюдать никаких обязательств перед ними, и перед федеральным законодательством, то есть уплаты взносов в пенсионный фонд. Нелегалы работают у нас десятилетиями, не формируя пенсионных прав ни в нашей, ни в своей стране. Если трудовые отношения будут легальными, то эти работники будут иметь право потом получать пенсию, либо как граждане России, либо в рамках двусторонних отношений нашей страны со своей страной».
Глава Департамента правовой работы Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Бочков считает, что нелегальную миграцию формируют и недостатки системы квотирования. «Объемы квот совершенно не соответствуют спросу. При существующих условиях ее механизмы нужно использовать очень осторожно. Чем больше мы боремся с миграцией квотами, тем выше число нелегалов. Нужно, чтобы квоты соответствовали реальным потребностям работодателей».
Член Общественной палаты Дмитрий Галочкин отметил особую роль общественности в сфере реализации государственной миграционной политики: «Будучи участником многих выездов-проверок в рамках общественного контроля совместно с коллегами из Совета по правам человека, «Офицеров России», Общественной палаты, Федеральной миграционной службы, могу с уверенностью сказать, что процессы миграции требуют активного участия институтов гражданского общества. Совместная с государственными органами работа по устранению негативных проявлений миграционных процессов – несоблюдений трудового законодательства, нарушений прав человека, криминогенных факторов – должна проводиться регулярно и методично.
На сегодня Координационный совет «Миграция» - один из наиболее ярких примеров подобной работы. При этом уверен, что необходимо привлекать не только общественные и государственные институты, но и третью сторону этого процесса – самих работодателей, иначе сдвинуться с мертвой точки невозможно».
«Профсоюзы только начинают подходить к вопросам миграции, - заявил главный редактор интернет-портала «Профсоюзы сегодня», вице-президент по координации работы в области информационного обеспечения деятельности Конфедерации труда России Максим Хиславский. - Мы не занимались этой темой раньше. И вот эти недавние проверки на стройках, в которых мы принимали участие, произвели на нас шокирующее впечатление. Мы увидели, в каких условиях живут рабочие. А потом поняли, что эта ситуация с нелегалами, фактически прибывающими на правах рабов, - распространенная практика. Профсоюзы обязательно должны привлекать работников в свои ряды, организовывать их борьбу за свои права».
«Интернет-технологии могут реально помочь в осуществлении общественного контроля, - отметил эксперт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель рабочей группы по развитию общественного контроля Экспертного совета при Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Владимир Осечкин. - Нужно привлекать к борьбе с нелегальной миграцией блогеров, волонтеров, ту среду, которая сейчас образовалась в интернете.
Необходимо проанализировать успешный опыт общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые следят за местами принудительного содержания, чтобы создать региональные ОНК в сфере миграции. Надо создавать региональные центры по содействию мигрантам в деле легализации, ведь их число исчисляется сотнями тысяч. Необходимо создавать эффективные информационные каналы между властью и общественными организациями. В обществе нужно формировать нетерпимость к рабскому труду, создавать черный список работодателей».
«Не следует забывать, что все мы когда-то были соотечественниками, - напомнил председатель Президиума Общероссийской организации «Офицеры России», председатель Всероссийского совета по правам человека Антон Цветков. - Сейчас есть масса вакансий в Москве, на которые москвичей не загонишь, вроде ЖКХ или строительства. Работодатели готовы с радостью нанимать москвичей квалифицированных, платить им большие деньги, но желающих нет. Поэтому вот туда и приходят работники из Средней Азии. Их квалификация, кстати, в последнее время растет, а у наших местных работников падает. Нужно воспринимать реальность, как она есть - в некоторых сферах всегда будут мигранты. Поэтому нужно упрощать их регистрацию».
«Существует механизм смены работодателя, - отметил начальник отдела внешней трудовой миграции Департамента труда и занятости г. Москвы Александр Космачев. - Если гражданин без визы может получить разрешения на работу в одной организации и уйти в другую - это механизм формирования рынка труда. У нас разрушена система профессионального образования, на заводах не хватает кадров. В России очень большой спрос на дешевую рабочую силу. Работодатель увеличивает свою прибыль за счет таких работников. У нас нет визового режима, и сама система подразумевает нелегалов. Нет стимула для внутренней миграции, нет квалифицированного рынка труда. В Москве реализуются амбициозные строительные проекты, там требуются десятки тысяч строителей. Откуда их брать? Москвичи не хотят туда идти, регионы не спешат посылать своих людей в Москву».
По итогам круглого стола была принята резолюция. Решено констатировать общественную и государственную значимость задачи по реформированию действующего института квотирования и созданию новых механизмов регулирования доступа иностранных работников на российский рынок труда, адекватных потребностям бизнеса и задачам миграционной политики. Принято решение направить материалы круглого стола в ФМС России, МВД России, Минтруд России и Роструд, а также в Администрацию Президента Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, Открытое Правительство.
Также решено рассматривать осуществление общественного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан как одно из актуальных направлений работы институтов гражданского общества. Целесообразна поддержка создания соответствующих общественных структур. Координационному центру "Миграция" рекомендовано продолжить проведение совместных с ФМС России и ее подразделениями, а также иными заинтересованными органами, проверочных мероприятий по проверке условий привлечения и использования труда мигрантов, дополнительно обратив внимание на следующие вопросы:
- фактическое использование иностранных работников хозяйствующими субъектами, чьи заявки о потребности в привлечении иностранных работников были учтены при формировании ежегодной квоты;
- действительность прохождения трудовыми мигрантами медицинских осмотров при получении медицинских документов (подтверждающих отсутствие опасных заболеваний), а также соблюдение работодателями обязанности по организации периодических медицинских осмотров работников.
Наконец, решено направить предложение о проведении слушаний в Общественной палате РФ по вопросу совершенствования механизмов квотирования иностранной рабочей силы.
В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Асламбек Паскачев, Владимир Слепак, замглавы ФМС России Анатолий Кузнецов, глава Департамента правовой работы Управления Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан Сергей Бочков, замруководителя Департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС России Дмитрий Демиденко, начальник УФМС России по г. Москве Ольга Кириллова, заместитель начальника УФМС России по Московской области Алексей Сычев, заместитель директора Департамента труда и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Георгий Годенко, начальник Управления участковых уполномоченных полиции Главного управления обеспечения общественного порядка МВД России Андрей Плохин, заместитель начальника отдела налогообложения доходов физических лиц Федеральной налоговой службы РФ Марат Садыков, начальник отдела правового Управления Федеральной службы по экономическому, техническому и атомному надзору Дмитрий Божко, 1-й секретарь посольства республики Киргызстан в Российской Федерации Алмаз Асанбаев, председатель Президиума Общероссийской организации «Офицеры России» Антон Цветков, руководитель Международного центра правовой защиты и информационной поддержки трудовых мигрантов «МОСТ» Михаил Лазукин, ответственный секретарь Совместной комиссии Русской православной церкви и ФМС России Максим Паршин, член Совета по развитию общественного контроля Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, руководитель Центра по борьбе с наркотиками Александр Яневский, ведущий аналитик Центра экспертизы и аналитики предпринимательства «ОПОРА России» Дмитрий Кущин и многие другие.